Прогнозирование прибыли предприятия

Основная цель любого предприятия — получение прибыли, которая является ни чем иным как разницей в финансах межу окончательной ценой продукции и ее себестоимостью. В отличие от расходов предприятия, которые планируются, спрос и доходы подвергаются прогнозированию. Такая разница в терминологии отражает различия в процессе контроля. Предприниматель планирует расходы, так как они находятся под большим контролем, нежели спрос и доходы. В условия конкурентного рынка спрос на продукцию, а, следовательно, и доход – это случайные величины, будущие значения которых невозможно предсказать с абсолютной точностью.

Если прогнозирование прибили предприятия осуществляется на основе интуитивных-эвристических предложений, то расхождения между ожидаемым и действительным могут быть достаточно велики. Для того чтобы не «прогореть» необходимо использовать методы точного и высокоточного прогнозирования, ошибки в расчетах которых составляют менее 10 процентов.

Первичное прогнозирование прибыли предприятия осуществляется на этапе разработки бизнес-плана. На первоначальном этапе предприниматель, планирующий открытие собственного бизнеса, должен оценить расходы на организацию предприятия и будущие доходы. Дальнейшая оценка прибыли предприятия производится в процессе коммерческой деятельности на основе существующих моделей. В большинстве случаев, данная работа осуществляется финансовыми менеджерами предприятия, исходя из сложившейся ситуации на рынке.

В процессе планирования затрат предприятия, которые связаны с обновлением ассортимента продукции, после ее выпуска также следует производить прогнозирование прибыли предприятия. Это необходимо для того, чтобы компания получила прибыль от своих вложений, так как имеют место случаи, когда затраты на инвестирование разработок новых видов производимой продукции превышают прибыль от их реализации.

Обычно, в рамках одного предприятия сосредоточено несколько видов деятельности. Поэтому методы расчета прибыли для каждого вида будут различаться. Прибыль отдельно рассчитывается от:

  • продажи выпускаемой продукции;
  • реализации прочей продукции;
  • реализации услуг нетоварного характера;
  • реализации основного фонда;
  • реализации другого имущества, имущественных прав;
  • прибыль/убыток от внереализованных операций.

На сегодня основные методы планирования прибыли предприятия это:

  • Метод прямого счета – применяется на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции.
  • Аналитический метод расчета прибыли – применяется на предприятиях с большим ассортиментом выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу (в качестве проверки).
  • Метод совмещенного расчета прибыли – объединяет в себе элементы первого и второго методов.

Зачастую прогнозирование прибыли предприятия производится с помощью специализированного программного обеспечения, которое позволяет получить точный расчет. Оценка будущей прибыли компании может быть осуществлена как сотрудниками данного предприятия, так и независимыми экспертами.